
Елисеева М.А. – практический психолог
Основная цель Международного бакалавриата — это воспитание любознательной, эрудированной и неравнодушной молодежи, которая внесет свой вклад в совершенствование и безопасность мира путем проявления межкультурного понимания и уважения.
В рамках этой цели данная организация, вместе со школами, правительственными и международными организациями, разрабатывает программы международного образования повышенной сложности и процедуру строгого оценивания полученных знаний.
Эти программы мотивируют учащихся всего мира стать более активными, сострадательными, готовыми повышать уровень образования в течение всей жизни, и признавать правоту других людей, даже если у них разные мировоззрения.
Профиль студента международного бакалавриата
Целью всех программ Международного бакалавриата является развитие широко мыслящих людей, которые признавая их общую человечность и разделенную ответственность за планету, помогают создавать лучший и безопасный мир.
Студенты, обучающиеся по программам Международного бакалавриата стремятся быть:
» Исследователями (Inquirers) – они получают навыки и умения, необходимые для ведения целенаправленного, творческого исследования, развивают свою природную любознательность, поддерживают свое стремление к учению на протяжении всей жизни, умеют учиться как самостоятельно, так и в коллективе.
» Знающими (Knowledgeable) – они учатся концептуальному осмыслению знания в различных предметных областях и умеют размышлять над проблемами, имеющими как локальное, так и глобальное значение.
» Мыслящими (Thinkers) – они применяют навыки критического и творческого мышления для анализа информации и решения сложных задач, проявляют инициативу в принятии взвешенных, этически корректных решений.
» Умеющими общаться (Communicators) – они уверенно владеют навыком самовыражения в различных формах, свободно общаются на более чем одном языке, эффективно взаимодействуют с окружающими, уважительно относятся к воззрениям других людей и сообществ.
» Принципиальными (Principled) – они действуют последовательно и честно, строго придерживаются принципа справедливости, относятся с уважением к достоинству и правам других людей в любых обстоятельствах, несут ответственность за свои действия и их последствия.
» Широко мыслящими (Open-minded) – они уважают свою культуру и историю, при этом способны оценивать ее критически, уважают ценности и традиции других людей и культур, активно знакомятся с многообразием точек зрения и развивают собственное мировоззрение на основе их анализа.
» Заботливыми (Caring) – они проявляют сочувствие и уважение по отношению к другим людям, готовы оказывать помощь и служить обществу, стремятся изменить к лучшему собственную жизнь и окружающий мир.
» Способными на риск (Risk-Takers) – при встрече с неопределенностью они действуют обдуманно и решительно, исследуют новые идеи и инновационные подходы, работая как независимо, так и в команде, проявляют находчивость и стойкость при возникновении трудностей и перемен.
» Гармонично развитыми (Balanced) – они осознают важность гармоничного сочетания различных аспектов нашей жизни – интеллектуального, физического и эмоционального – для достижения личного благополучия и социального согласия, понимают взаимозависимость между собой, другими людьми и окружающим миром.
» Рефлексирующими (Reflective) – они вдумчиво оценивают окружающий мир, собственный опыт и мировоззрение, стремятся выявить свои сильные и слабые стороны с целью личностного роста и усовершенствования процесса обучения.
Программы Международного Бакалавриата празработаны для обучения детей с 3 до 19 лет. Все программы Международного бакалавриата обладают четко выстроенной преемственностью. Программы IB предлагают образовательные программы и курсы, которые являются разносторонними и сбалансированными. В Программах начальных лет обучения PYP (3-11 лет) и средних лет обучения MYP (11-16 лет) студенты вовлечены в конкретную совокупность ключевых и сопутствующих концепций. Каждый курс Дипломной программы DP (16-19 лет) обладает предписанными (обязательными) учебными программами, которые определяют то, как студенты должны развивать свое понимание концепций. Со временем студенты приобретают опыт познания, поскольку в школах должны быть созданы исключительные возможности, направленные на предоставление им новых идей и вовлечение их в обучение.
В программах Международного Бакалавриата ценность образования определяется формированием личного понимания ученика и работой над совместным конструктивным осмыслением вопроса, нежели механическим переносом знаний и запоминанием фактов. Следовательно, в программах IB, концептуальное понимание является важной и устойчивой целью процесса обучения и учения.
Программа начальных лет обучения внедрена в практику Международного бакалавриата в 1997 году. Обучение по этой программе осуществляется через развитие исследовательской деятельности студентов.
В рамках данной программы студенты изучают 6 предметных областей:
1) язык
2) науки об обществе
3) математика
4) искусство
5) естественные науки
6) физическое, социальное и личностное развитие
Вся исследовательская деятельность в программе начальных лет обучения направлена на изучение мира и явлений через рассмотрение их в контексте шести трансдисциплинарных тем. В течение учебного года в начальной школе исследовательской деятельностью должны быть охвачены все 6 трансдисциплинарных тем, а у дошкольников - 4. Трансдисциплинарные темы имеют достаточно широкое значение, которое позволяет рассматривать изучаемые явления под разными углами зрения:
1) Кто мы?
2) Где мы по месту и времени?
3) как мы выражаем себя?
4) Как работает мир?
5) Как мы организуем себя?
6) Планета – наш общий дом.
- На всем протяжении своей учебы в рамках программы начальных лет обучения студенты приобретают, развивают и применяют определенные трансдисциплинарные умения:
- социальные,
- коммуникативные,
- мыслительные,
- исследовательские,
- навыки самоорганизации.
Эти умения развиваются и применяются не только в рамках исследовательских модулей̆, но также и во время всего процесса обучения, который̆ может осуществляться как в классе, так и в реальной жизни студента за пределами школы.
Программа основной средней школы внедрена в практику Международного бакалавриата в 1994 году.
Обучение по этой программе охватывает изучение предметов их 8 предметных областей:
1) иностранный язык
2) родной язык и литература
3) человек и общество
4) математика
5) дизайн
6) искусство
7) естественные науки
8) физкультура и здоровье
Также как и в программе начальных лет обучения, исследовательская деятельность в программе средних лет обучения направлена на изучение мира и явлений через рассмотрение их через шесть глобальных контекстов, которые являются продолжением трансдисциплинарных тем. Все глобальные контексты должны быть рассмотрены и изучены в каждой предметной области течение 5 лет обучения по программе MYP:
- Личность и взаимоотношения
- Ориентация во времени и пространстве
- Личное и культурное выражение
- Научные и технические инновации
- Глобализация и стабильность
- Объективность и развитие
В свою очередь трансдисциплинарные умения, которые развивались в программе PYP, переходят в 5 групп подходов к учению (Approaches to Learning):
Категория навыков AТL | Кластеры навыков ATL |
Communication КОММУНИКАЦИЯ |
I. Коммуникативные умения |
Social СОЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ |
II. Collaboration II. Навыки совместной деятельности |
Self-management САМООРГАНИЗАЦИЯ |
III. Organization III. Организационные навыки |
IV. Affective IV. Эмоциональные навыки |
|
V. Reflection V. Рефлексия |
|
Research ИССЛЕДОВАТЕЛСЬКИЕ НАВЫКИ |
VI. Information literacy VI. Информационная грамотность |
VII. Media literacy VII. навыки медиа грамотности |
|
Thinking МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ |
VIII. Critical thinking VIII. Навыки критического мышления |
IX. Creative thinking IX. Навыки творческого мышления |
|
X. Transfer X. Трансдисциплинарные умения |
Дипломная программа Международного бакалавриата была основана в 1968 году - это первая внедренная в работу программа Международного бакалавриата. Процесс становления этой программы в том виде, в котором она существует в настоящее время занял некоторое время:
- Разработка философии, структуры, содержание и педагогики Дипломной̆ программы IB - 1962г.
- Внедрение предмета «Теория познания» (TOK) - 1967г.
- Внедрение компонента «Творчество, деятельность, общество» (CAS) – 1968г.
- Внедрение развернутого эссе – 1974г.
В Дипломной программе студены изучают 6 предметов из 6 предметных областей, часть предметов изучается на продвинутом (высоком) уровне, часть – на стандартном уровне. Обязательным к изучению в Дипломной программе является курс «Теории познания», основной задачей которого является развитие навыков критического мышления. Также в течение двух лет обучения в Дипломной программе студенты обязаны реализовать проект в рамках компонента «Творчество, деятельность, общество». Основной работой в Дипломной программе является развернутое эссе, которое представляет собой итоговый продукт персонального исследования по одному из предметов. Именно развернутое эссе позволяет оценить развитие интеллектуальных навыков, творческого мышления студента, а также его способность выражать и формулировать мысли в письменной форме.
Профессионально-ориентированная программа внедрена в практику Международного бакалавриата в 2012 году. Так в 2000-х годах - организация Международного бакалавриата приходит к выводу о необходимости разработки профессионально- ориентированного подхода к обучению, что является результатом глобальных тенденций и попыток объединить академическое образование и профессионально-ориентированные предметы.
Разработка Профессионально-ориентированной̆ программы Международного бакалавриата, предназначенной для поддержки местного профессионального образования и преподавания профессионально-ориентированных предметов, позволила расширить доступ студентов к образованию по системе Международного бакалавриата. В 2010 году организация Международного бакалавриата проводит пилотный̆ запуск Профессионально-ориентированной̆программы в школах по всему миру. Данная программа интегрирует концепцию обучения и образовательные принципы в уникальную программу, специально разработанную для учащихся, желающих подготовиться к профессиональной̆ деятельности.
Гибкая структура программы позволяет школам удовлетворять образовательные потребности учащихся, учитывая при этом предыдущий уровень их образования и общий контекст. Следует отметить, что каждая школа создает свой собственный вариант профессионально-ориентированной̆программы.
Список литературы:
1) Making the PYP happen: A curriculum framework for international primary education. International Baccalaureate Organization 2007, 2009
2) Middle Years Programme: From principles into practice. International Baccalaureate Organization 2014
3) Diploma Programme: From principles into practice. International Baccalaureate Organization 2015
4) Extended essay. Guide. International Baccalaureate Organization 2017